
Это был тяжелый уик-энд, тяжелая неделя до него — не стало первого канадца, с которым мы подружились, благодаря которому могли проводить много времени с Фуксами. Но, как бы мне ни хотелось, этот пост не об Иене а о том, какие культурные различия бросаются в глаза иммигранту из бывшего СССР на похоронах.
Те, кто смотрел сериал 6 Feet Under, могут на этом и заканчивать — все pretty much 6 Feet Under-like. Для остальных кратко передам суть сериала.
Самое главное отличие от привычного мне образа похорон — прощание не проходит в гробовой тишине. Люди плачут, смеются, общаются. Visitation — это, по сути фуршет только без еды. Без пирожков. В уютной комнате по телевизору под любимую музыку Иена крутились фотки с детства и до последних дней. Иен — один из тех людей, которые корчат рожи когда на них наводят объектив, поэтому фотки с клоунским носом или с языком в такой момент сильно цепляли. Люди приходили и уходили, чтобы последний раз взглянуть на друга, хотя я чувствовал больше Иена на снимках в телевизоре чем в его теле.
Funeral — более официальная часть на другой день, в часовне в том же здании похоронного агентства, с речами близких друзей и родственников, в каждой речи — одна-две шутки. Тоже без пирожков. Вот чего вы никогда не увидите в славянских странах, так это завершение панихиды песней YMCA, под которую многочисленные канадцы начали пританцовывать и подпевать. Под эту песню мы попрощались с Иеном, под ее звуки всегда будем его вспоминать.
Затем был ланч в том же здании, без пирожков но с тортиками и кофием. БЕЗ ВОДКИ! Тут уже больше смеха, меньше слез. Постепенно начинаем жить без Иена.
Большинство «наших» высказывали своё недоумение в отношении таких культурных различий — а мне нравится: каждый выражает свои настоящие чувства. Кто-то скорбит о смерти, кто-то празднует жизнь. По-настоящему, а не только на словах.